Замешательство

Пятница, 25 сентября 2009 г.
Рубрика: Гипноз: глоссарий
Метки: | | |

«Замешательство - это основа большинства моих индуктивных подходов» (Erickson, 1980,1). Неудивительно, что переход от одного способа функционирования к другому предполагает наличие периода относительного замешательства. Неудивительно также, что это замешательство используется для получения гипноза. Можно сказать, что пациенту помогают депотенциализировать сознательное*. Этому же служит характерное для стиля Эриксона использование изумления и бессмыслицы (Godin, 1988a).

Замешательство может быть более систематическим. Например, начиная гипнотический сеанс, Эриксон словами предлагал сесть в одно кресло, а жестом в это время показывал на другое (Erickson & coll., 1976). Иногда сложные и неожиданные фразы позволяют прервать рассудочную активность пациента, которая мешает проявлению.

Сказать, что замешательство - это неотъемлемая часть любой гипнотической индукции, может быть, и будет преувеличением, но опыт подсказывает, что в той или иной мере оно встречается очень часто. Например, беспорядочное путешествие по времени - это прекрасный способ подготовить пациента к возрастной регрессии*. Простого упоминания о грезах и о том, что можно грезить, что ты грезишь, к примеру, часто бывает достаточно для того, чтобы способствовать гипнозу. Как отмечает Эриксон, это не должно становиться предметом особой заботы, так как достаточно бывает того замешательства, которое уже наличествует у пациента (Enckson & coll., 1976). Наконец, еще одним источником замешательства служат изумляющие пациента феномены - например, рука, которая сама поднимается, или просто спонтанные искажения восприятия, часто сопровождающие начало гипноза.

Относительное замешательство является постоянным элементом нашего психотерапевтического подхода и вне гипнотической индукции. Замешательство естественным образом предшествует возникновению любой по-настоящему новой идеи (изменение второго порядка). Замешательство по определению присутствует на путях, уводящих от избитых дорог. Всякая слишком ясная идея сцепляется с другой подобной же идеей. Творчество не допускает образования подобных цепочек. Поддерживать у пациента во время гипноза определенную степень замешательства при условии, что он доверяет вам, является творческой, вполне законной позицией, обещающей плодотворное обновление. Эриксон готовит своих пациентов к обретению новых референтных рамок, провоцируя, запутывая их или используя отрицательные эмоции (Rosen, 1982/1986). И наконец, объяснение какой-либо новой для пациента идеи после периода относительного замешательства увеличивает вероятность творческого усвоения. Но хотя замешательство и полезно в условиях гипноза, необходимо следить, чтобы оно не стало для пациента источником беспокойства; и тем более им нужно пользоваться так, чтобы у пациента не возникало ощущения, что над ним насмехаются.