Ипполит Бернгейм

Вторник, 19 августа 2008 г.
Рубрика: Гипнологи прошлого
Метки: | | |

Ипполит Бернгейм (1840 - 1919) практиковал гипноз так же, как Льебо, но пришел к заключению, что сон (как обычный, так и искусственно вызванный), не является необходимым условием для реализации гипнотических феноменов, просто «все внушенные идеи стремятся реализоваться». Бернгейм убедился в том, что при определенных условиях, а именно, когда оказывают сильное воздействие на воображение или чувства человека, его восприимчивость к внушению и наяву оказывается ничуть не меньше, чем в трансе.

Бергейму удалось расширить возможности лечебного внушения и прояснить чудесные исцеления. Значит, не всегда дело в трансе и когда распалено воображение, когда подавлены все чувства и желания, кроме единственного, волнующего все существо, - избавиться от недуга, исцелиться, стать здоровым и сильным, тогда лишь одно слово человека, на которого возлагается исполнение этой надежды, одно лишь прикосновение к нему или к святыне, от которой ждут спасения, может силой самовнушения привести к желанному эффекту - снять болезненный симптом, облегчить самочувствие.

«В действительности это означает: нет гипнотизма, есть только внушение; то есть не существует особого искусственного, анормального, или истерического состояния, которое можно было бы квалифицировать как гипноз; существуют только проявления чрезвычайно сильного внушения, которые удается получить в состоянии физиологического, или вызванного сна» (Bernheim. 1916). Далее он уточняет: «Сон усиливает внушаемость, во-первых, потому, что он делает пациента доверчивее, ограничивая его способность рационально мыслить, во-вторых, потому, что воображение доминирует и усиливает идеодинамический фактор; вот два элемента, составляющие механизм внушения».

Предшественники Бернгейма, конечно, использовали внушение и зачастую «наивным» образом, но Бернгейм впервые отождествил гипноз и внушение, он дал жизнь этой идее, получившей затем развитие. Поскольку единственным способом индукции, известным в ту эпоху, было прямое внушение, смешения этих двух понятий (гипноза и внушения) невозможно было избежать.